Ученые провели первую генетическую перепись коренных народов бывшего СССР

5 Просмотров Нет комментариев

© РИА Новости / В. Немировский / Перейти в фотобанкНародность нивхи из Сахалинской областиУченые провели первую генетическую перепись коренных народов бывшего СССР

Российские и зарубежные генетики провели первое масштабное изучение геномов семи сотен коренных народов стран бывшего Советского Союза, что позволило проследить связи между этими группами людей и пути их возможных миграций в прошлом. Выводы опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution.

"Мы нашли не только коридоры, но также и барьеры для миграций. Одни из них отделяют друг от друга исторические группы популяций, в то время как другие, такие как Большой Кавказский хребет, определенно сформированы географическим ландшафтом", — рассказывает Олег Балановский из Института общей генетики РАН в Москве.

В последние годы отечественные и зарубежные генетики начали активно интересоваться тем, как происходило заселение территории России и связанных с ней стран в далеком прошлом и какие необычные черты характерны для многих малочисленных и изолированных коренных народов, живущих в горах или на Крайнем Севере.

К примеру, в этом году Балановский и его зарубежные коллеги, в том числе известные палеогенетики Йоханнес Краузе (Johannes Krause) и Дэвид Рейч (David Reich), работающие в Гарварде, провели первую масштабную «перепись» древних народов Кавказа. Она принесла массу новых открытий, не вписывавшихся в традиционные представления историков.

В частности, выяснилось, что генетическая «граница» между народами Кавказа пролегала в каменном веке не по самым высоким и непреодолимым хребтам, как сегодня, а по линии, отделявшей российские степи от горных экосистем. Вдобавок ученые раскрыли неожиданные связи между предками индейцев и народов Сибири с жителями северо-западной части Кавказа, на что их культура совершенно не указывала.

В своей новой работе Балановский и его коллеги проследили за подобными связями не между отдельными народами или регионами России или бывшего СССР, а фактически среди всех автохтонных и коренных групп населения, проживающих на территории Северной Евразии, начиная с российского Заполярья и заканчивая пустынями Узбекистана.

В общей сложности ученые собрали и проанализировали образцы ДНК у примерно восьми сотен жителей девяти стран бывшего Союза, принадлежащих к шести дюжинам официально признанных или неофициальных этнических групп.

Генетики сравнили их не только между собой, но и с образцами древних геномов, извлеченных из костей людей, живших в окрестностях села Ботай в Казахстане. Как сегодня считают историки, эти люди первыми приручили лошадей, чьи потомки дожили до наших дней в виде диких лошадей Пржевальского.

Сопоставление столь большого и разнородного набора геномов, как отмечает пресс-служба МГУ, стало возможным благодаря программе, созданной в стенах Московского университета. Она позволила ученым «привязывать» определенные наборы мутаций к точкам на карте России и сопредельных стран и отслеживать миграции ее носителей и их контакты с другими народами.

© Сергей Кошель / Пресс-служба МГУКарта генетических контактов между народами Северной Евразии, подготовленная ученымиУченые провели первую генетическую перепись коренных народов бывшего СССР

В первую очередь ученых интересовало, насколько близки народы, проживавшие относительно близко друг к другу. Долгое время генетики считали, что количество связей будет нарастать или убывать вместе с расстоянием, однако анализ генофонда Кавказа и первых фермеров Земли показал, что это далеко не всегда так.

Как оказалось, все народы бывшего СССР можно объединить в три большие группы, связанные не с географическим положением, а с тем, в какой природно-климатической зоне они проживали. К примеру, народы Севера, жившие в тайге или тундре, были ближе друг к другу, чем обитатели влажных степей и лесов или же жители сухих южных степей.

При этом геномы народов в каждой подобной «климатической полосе» содержали черты как типично «западных», так и «восточных» вариаций в ДНК, причем их доли зависели от географического положения ареала обитания. Как полагают ученые, по-видимому, эти три большие группы людей могли свободно мигрировать вдоль тех широт, в которых они жили.

С другой стороны, ученые нашли и несколько крупных барьеров, мешавших перемещениям древних жителей бывшего Советского Союза и их контактам с другими народами. Помимо Кавказа, аналогичный барьер отделял северную и южную часть Восточной Сибири, а также Алтай от северных регионов будущей России.

Подобные сравнения, отмечают Балановский и его коллеги, помогли им раскрыть «родословную» загадочных ботайцев и понять, какие народы могли быть их потомками. В частности, выяснилось, что они были близкими родичами так называемых северных евразийцев — одних из первых обитателей Западной Евразии, чьи останки были найдены еще в советское время под Иркутском и Воронежем.

Их ближайшими потомками были представители Окуневской культуры — племен кочевников-скотоводов, живших на территории Хакасии и Красноярского края примерно четыре тысячи лет назад.

Как отметил Йоханнес Краузе, генетики надеются, что в ближайшее время получат возможность изучить геномы оставшихся коренных народов Сибири и других труднодоступных уголков бывшего СССР. Это позволит уточнить карты контактов и понять, в частности, как возникли народы Алтая и какую роль в их формировании могли сыграть дальневосточные группы людей.

Источник: ria.ru